Ребенок, как и любой человек, имеет право на труд, на отдых, на пищу, на жилье, на ассоциации, на образование, на получение информации и т. д.

Известный английский экономист Д. С. Милль так писал о пра­вах детей: «После того как родители привели в этот мир человека, одна из наиболее священных их обязанностей состоит в том, чтобы дать ему образование, подготавливающее его к хорошему выполнению своей роли в отношении других и самого себя. Но в то время, когда все еди­нодушно признают это, мало кто объявляет обязанностью отца ис­полнять это… Все еще остается непризнанным, что обрекать ребенка на существование без перспективы не только быть обеспеченным продовольствием, необходимым для его жизни, но и обучением и прак­тикой для его сознания является моральным преступлением как про­тив несчастного потомка, так и против общества; и, если родитель не выполняет этого обязательства, государство должно видеть это и насколько возможно сделать это вместо него».

Женевские конвенции, особенно 1-й протокол к ним (ст. 77-78), требуют проявлять особую заботу о детях во время международных и локальных конфликтов. Дети должны стать предметом особого внимания и защиты от всех форм непристойного обращения.

20 ноября 1959 г. 14-я сессия ГА ООН приняла новую Деклара­цию прав ребенка. Признавая, что ребенок, вследствие его физичес­кой и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, декларация провозгласила 10 принципов отношения к ребен­ку.

Международное сообщество в лице ООН выработало определен­ные нормы и правила обеспечения социальной защиты всех детей. Они провозглашены в декларации «О социальных и легальных прин­ципах, относящихся к защите и благосостоянию детей, с особым ак­центом на воспитательные заведения и усыновление», принятой ГА в 1986 г.

При решении всех вопросов главное — интересы ребенка. Он дол­жен иметь собственное имя, гражданство и представительство, ко­торые не теряются при поступлении ребенка в воспитательные за­ведения и при усыновлении до тех пор, пока ребенок не примет новые имя, гражданство и представительство (ст. 8). При решении вопроса о месте усыновления и о выборе усыновителей необходимо избрать наиболее подходящую для ребенка окружающую среду (ст. 14). Если ребенка невозможно устроить в воспитательное заведение или нет возможности его усыновления в стране рождения, в каче­стве альтернативы может рассматриваться усыновление за рубежом (ст. 17).  Обязательства государств воспитать подрастающие поколения людей в духе дружбы и сотрудничества сформулированы в деклара­ции «Об утверждении среди юношества идеалов мира, взаимного ува­жения и понимания между людьми» (1965).

20 ноября 1989 г.  была принята  «Конвенция о правах ребенка»

Данная конвенция ценна тем, что она превращает в обязатель­ства государств  все то, что ранее было заявлено в многочисленных декларациях и резолюциях, а также провозглашает некоторые новые права ребенка.   В целях контроля за выполнением положений конвенции учреж­ден Комитет по правам ребенка. Государства обязуются представить комитету доклады, которые будут изучаться им с приглашением спе­циализированных агентств ООН, в частности Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и других компетентных органов.

В мае 2000 г. ГА ООН приняла два дополнительных протокола к конвенции «О правах ребенка». Первый из них касается вопросов вовлечения детей в вооруженные конфликты и запрещает обязатель­ную вербовку или использование в военных действиях людей моло­же 18 лет. Второй дополнительный протокол касается вопросов продажи детей, детской проституции и порнографии и отражает беспокойство ООН широко распространенной торговлей детьми и расширением так называемого сексуального туризма.

Участники специальной всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей в Нью-Йорке 30 сентября 1990 г. приняли Всемир­ную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития де­тей.