Сегодня в мире не существует государства, население которого было бы однонациональным, говорило бы только на одном языке, исповедовало бы одну, единую для всех религию. Так, по данным сообщения правительства Бельгии в Комиссию по правам человека, 63% населения этой страны — бельгийцы, многие из которых явля­ются натурализованными. Самая большая группа небельгийцев — ма­рокканцы (10%), за ними идут заирцы (5%), турки (4%) и итальян­цы (2%). Остальные 16% — это разные этнические группы людей из других стран мира. Почти в каждом сколько-нибудь крупном насе­ленном пункте мира друг с другом живут и трудятся представители разных народов, приверженцы разных религий, носители разных языков и культур.

Добровольное объединение родственных по духу народов и об­разование ими многонациональных государств — прогрессивное яв­ление. Но во всех подобных случаях возникает проблема нацио­нальных (этнических), религиозных, лингвистических и других меньшинств. Не случайно проблема национальных меньшинств и необходимость международной защиты их интересов становятся осо­бенно острыми в периоды перекройки политической карты мира — после мировых войн в ходе пересмотра границ государств. Образо­вание федераций и превращение однонациональных государств в многонациональные также обостряют проблему прав и свобод людей, статус которых внезапно изменился: вчера они являлись пред­ставителями государствообразующего народа  большинства, а теперь оказались в положении меньшинства со всеми вытекающими отсю­да последствиями.

Во второй половине XX в. ускорилась интернационализация общественной жизни, интенсифицировался культурный и иной обмен между странами и народами. Международное сообщество при­знало право человека на свободный выбор места жительства, расши­рилась практика межнациональных браков, свободного перемещение капиталов и рабочей силы.

Литература:

  1. Мутагиров Д.З. Права и свободы человека: Теория и практика.М. «Логос».2006
  2. Права человека. — Учебное пособие.- Алматы: «Данекер».1999.