1) криминалистическую характеристику данного вида преступлений и обстоятельства, подлежащие установлению;

2) особенности возбуждения уголовного дела и планирования первона­чального и последующего этапов расследования;

3) особенности первоначальных и последующих следственных действий;

4) особенности взаимодействия следователя с оперативными работниками и сотрудниками других правоохранительных органов;

5) особенности использования помощи населения и средств массовой информации.

Криминалистическая характеристика преступлений — это совокупность обобщенных сведений о наиболее типичных криминалистически значимых признаках преступлений определенного вида.

В криминалистическую характеристику в качестве составных ее элементов входят сведения:

1) о предмете преступного посягательства;

2) о типичных способах совершения и сокрытия преступлений данного вида и типичных следах применения того или иного способа:

3) о личности «типичного» преступника;

4) о личности «типичного» потерпевшего;

5) о типичных обстоятельствах преступления (место, время, обстановка);

6) о типичных обстоятельствах, способствовавших совершению подобных преступлений,

Практическое значение криминалистической характеристики заключается в том, что сведения об отдельных элементах конкретного преступления позволяют следователю с большой степенью вероятности определить неизвестные элементы преступления на основе знания криминалистической характеристики преступлений данного вида. Кроме того, на основе криминалистической характеристики преступлений отдельного вида следователь может выдвигать наиболее обоснованные типичные версии по конкретному преступлению этого вида.

Обстоятельства, подлежащие установлению по отдельным категориям уголовных дел, определяются на основе описания состава преступления, содержащегося в уголовном кодексе, и положений науки уголовного процесса о предмете и пределах доказывания. Эти обстоятельства включают:

— событие преступления (время, способ, место и другие обстоятельства преступления);

— виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления;

— обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, и иные обстоятельства, характеризующие его личность;

— обстоятельства, способствовавшие совершению и сокрытию преступления;

— характер и размер ущерба, причиненного преступлением.

Особенности возбуждения уголовного дела и планирования расследования преступлений заключаются в определении наиболее рациональной последовательности проведения следственных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий с учетом типичных следственных ситуаций и типичных следственных версий на каждом этапе расследования.

Типичными следственными ситуациями первоначального этапа расследования, как правило, являются:

1) личность преступника не установлена;

2) преступник задержан с поличным;

3) уголовное дело возбуждается по данным, установленным в процессе оперативно-розыскных мероприятий;

4) имеет место явка с повинной;

5) уголовное дело возбуждается по официальным материалам (например, по данным ревизии).

Первоначальные и последующие следственные действия

Деление процесса расследования преступления на этапы (возбуждение уголовного дела, первоначальный, последующий и заключительный этапы) предопределяет очередность проведения следственных действий и подразделение их, соответственно, на первоначальные и последующие.

Посредством проведения первоначальных следственных действий решают следующие задачи первоначального этапа расследования.

— проверка общих версий о событии преступления;

— уяснение фактов, подлежащих исследованию;

— собирание и закрепление доказательств, которые могут быть по тем или иным причинам утрачены;

— принятие мер для розыска и задержания подозреваемых;

— принятие мер по возмещению материального ущерба, причиненного преступлением.

Последующие следственные действия (проводимые на последующем этапе расследования) направлены на дальнейшее собирание, исследование, проверку и оценку собранных по делу доказательств,

Взаимодействие следователя с органом дознания, сотрудниками других служб и правоохранительных органов представляет собой согласованную по целям совместную деятельность компетентных органов (и их сотрудников), принимающих участие в расследовании преступлений, при ведущей роли следователя и строгом соблюдении компетенции взаимодействующими субъектами.

Правовыми основами такого взаимодействия являются УПК РК, Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон «О прокуратуре РК», и др., а также приказы и указания Генерального прокурора РК и ведомственные нормативные акты по организации следственной работы.

Принципы взаимодействия:

соответствие совместной деятельности требованиям законности;

— строгое соблюдение компетенции взаимодействующими субъектами при ведущей роли следователя в организации взаимодействия и самостоятельности выбора средств и методов другими субъектами взаимодействия;

— плановость взаимодействия и осуществление его на всех этапах расследования.

В качестве субъектов взаимодействия выступают органы предварительного следствия и дознания (их сотрудники), другие правоохранительные органы — органы прокуратуры, внутренних дел, КНБ, налоговой полиции, таможенной службы, Национального центрального бюро Интерпола в РК.

К субъектам взаимодействия также относятся так называемые специализированные субъекты (например, подразделения ДДП, АЧС).

Формы взаимодействия подразделяют на два вида — процессуальную и непроцессуальную (организационную или организационно-тактическую).

Процессуальная форма взаимодействия включает следующие виды совместной деятельности:

— выполнение органом дознания поручений и указаний о производстве розыскных и следственных действий;

— оказание органом дознания следователю содействия в производстве отдельных следственных действий;

— участие специалиста в производстве следственных действий;

— производство экспертом по поручению следователя судебной экспертизы. К непроцессуальной форме взаимодействия относят следующие Виды совместной деятельности:

— совместное планирование расследования в целом или отдельных следственных действий;

— создание следственно-оперативных групп и работа в них;

— систематический обмен информацией, получаемой субъектами взаимодействия;

— совместное обсуждение хода и результатов работы по уголовному делу.

Участие общественности в расследовании преступлений

Привлечение общественности к участию в расследовании преступлений, а также основные направления использования ее помощи предусмотрены УПК РК. Такими направлениями являются: раскрытие преступлений и розыск лиц, их совершивших, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

На практике широко используются следующие средства привлечения общественности к участию в расследовании:

выступления перед населением (на собраниях жителей городского микрорайона, сходах жителей сельского населенного пункта, в коллективах сотрудников предприятий и организаций) с информацией о расследуемом преступлении с просьбой сообщить все известные по делу сведения;

— выступления по местному радио, телевидению, в печати с просьбой об оказании помощи по делу;

— показ по телевидению фотографий либо субъективных портретов разыскиваемых лиц, расклейка объявлений со сведениями о внешних признаках разыскиваемых.

При использовании помощи общественности в расследовании следователь должен руководствоваться следующими принципами:

участие общественности в расследовании на строго добровольных началах;

— обеспечение следователем сохранности тайны предварительного следствия;

— обеспечение безопасности представителей общественности, участвующих в расследовании;

— невозможность самостоятельного проведения следственных действий представителями общественности.

Примером применения рассмотренных выше общих положений может служить одна из таких частных криминалистических методик, как методика расследования и предотвращения убийств.