В начале XX века в духовной культуре России происходит мировоззрен­ческий поворот- «религиозно-философское возрождение» (В. Зеньковский). От материализма к религиозному поиску обращаются такие крупные филосо­фы, как Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк. Возникают религиозно-философс­кие об-ва. Этот поворот в сознании части интеллигенции оформился в сборнике «Вехи».

Символом этой эпохи считается выдающийся русский философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948), Он критически воспринял рево­люцию и в 1922 году был выслан из России. Отправной точкой его учения является чел-к. Н. Бердяев отчасти обо­жествляет чел-ка, рассматривая его как богоподобное существо. Основные темы его ф-и: свобо­да, творчество, личность. Свобода, согласно ф-и Бердяева, — основа бытия. экзистенциальная философия бердяева.  Учение о вездеприсутствии несогворенной свободы — одна из ориги­нальных особенностей философии Бердяева.

Свобода является основой творчества, подлинное творчество свободно. Творчество — важнейшая религиозная задача чел-ка, его долг.

Важное место в творчестве Н. Бердяева занимают проблемы социальной ф-и, ф-и истории. Смысл истории философ видит в конечном торжестве «царства Божьего», но реальная история рассматривается им как история объективации, как » неудача духа», так как » в ней не образуется Цар­ство Божие». Основа истории — это свобода зла.

Обостренное внимание Бердяева к проблеме личности, свободы и нрав­ственного выбора позволяет рассматривать его как одного из первых предста­вителей экзистенциальной ф-и как в России, так и на Западе.

С традицией экзистенциальной ф-и связано творчество Л.И. Шестова (1866-1938), обратившего особое внимание на трагизм человеческого бытия. Отмечая недостаточность рациональных, научных средств для позна­ния бытия чел-ка, он склоняется к иррационализму. Пожалуй, как никакой другой отечественный философ, Шестов выразил сомнение в возможностях рационального познания в разрешении этических проблем, называя себя «не­навистником разума». Не отрицая значения науки, он подчеркивал ее ограни­ченный характер, резко разделял разум и веру. Познание подлинного бытия возможно лишь сверхъес­тественным способом, через Откровение. Шестов — религиозный философ-мистик, но в силу своего скептицизма и экзистенциализма занимает особое место в отечественной ф-и.