В отечественной ф-ии, прошедшей самобытный путь развития, от­разилось культурно-историческое развитие России. Зародившись позднее, чем в соседних странах, отечественная ф-ая мысль испытала сильное вли­яние сначала византийской и античной мысли, затем западноевропейской ф-ии.

Отечественной ф-ой мысли присущи нек-ые общие признаки.

1) тесно связана с общественно-поли­тической деят-тью, с художественным и религиозным тв-вом.

2) не занимается специально разработ­кой теоретико-познавательной проблематики, познание становится предметом изучения в связи с проблемами бытия — в этом видят онтологизм русской ф-ии.

3) особое внимание уделяется проблеме бытия чел-ка(антропоцентрична).

4) с проблемой чел-ка тесно связаны социально-историчес­кие проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной исто­рии(историософична).

5) ф-ая мысль этически ориентирована, о чем сви­детельствует нравственно-практический хар-р решаемых ею проблем, боль­шое внимание к внутреннему миру чел-ка. В целом отечественная ф-ая мысль неоднородна, указанные черты неодинаково представлены в учениях различных мыслителей.

В истории отеч.ф-ой мысли выделяют несколько пери­одов: 1-й – ф-ая мысль Древней Руси X — XVII вв.; 2-й – ф-ия эпохи Просвещения (XVIII – нач.XIXв); 3-й — развитие оригинальной русской ф-ии (2ая треть XIXв — начало XXв); 4-й — послеок­тябрьский период (большая часть XXв).

С принятием христианства на Руси (988 год) языческая мифология начи­нает вытесняться христианским мир-ем, к-ое способствует зарож­дению ф-ии и придает ей религиозный хар-р. Однако формула сред­невековой мысли Запада «ф-ия — служанка богословия» на Руси мало­применима ввиду неразвитости богословия. На формирование мысли средне­вековой Руси заметное влияние оказала патристика, особенно учения пред­ставителей Каппадокийской школы: В. Великого, Г. Нисского, Г. Назианзина.

В формировании отеч.ф-ой мысли важную роль сыгра­ла переводная литература. Важное значение имела работа византийского мыс­лителя Иоанна Дамаскина (675-750). «Источник знания» (особенно первая часть «Диалектика»).

Формирование и развитие отеч.ф-ой мысли не преры­валось в годы монгольского ига. В XIII- XIVв развивается агиографичес­кая (житийная) лит-ра. В XV-XVII в. ф-ая мысль переживает подъем. В это время усиливается влияние на нее православной, византийской и западной мысли.

Борьба западных и восточно-христианских влияний отразилась в ересях XV-XVIв, в борьбе «нестяжателей» и «иосифлян», в церковном расколе XVIIв, ставших значительными событиями в истории отеч. ду­х. культуры.

В России XVI-XVIIв получила развитие также общественно-полити­ческая мысль. Прежде всего, эта концепция старца Филофея «Москва — тре­тий Рим» (1ая половина XVIв

Т.о., в Др.Руси были заложены основы ф-ой куль­туры, хотя оригинальная ф-ия еще не получила развитую системати­ческую форму.

С реформами Петра I начинается новый период в истории отеч.ф-ии. Происходит процесс размежевания ф-ии и теологии. Раз­вивается светская, прежде всего политическая мысль.