К началу XIXв усваиваются основные идеи западной ф-ии, оформляется ряд областей ф-ого знания. В то же время процесс становления оригинальной русской ф-ии еще не завершился. Решающую роль здесь сыграла нем.класс. ф-ия, прежде всего учение Шеллинга, позднее — Гегеля, проникавшие в Россию в 1ые десятилетия XIXв. Именно философия Шеллинга явилась одной из со­ставных частей творческого синтеза, в результате к-ого начинается новый период в истории отеч/ ф-ии.

Этот период связан с оформлением 1ых ф-их течений в Рос­сии: западников и славянофилов.

Непосредственным поводом к полемике и оформлению направлений ста­ли «Ф-ие письма» П.Я. Чаадаева (1793-1856), в к-ых постав­лен ? о месте России в истории. Чаадаев — религиозный мыслитель, счи­тавший, что история направляется Божественным провидением. Руководящая роль католической церкви соответствует провидению, Зап.Европа дос­тигла больших успехов в осуществлении христианских начал.

Проблема места России в истории находится также в центре внимания сла­вянофилов (И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина).

И.В. Киреевский (1806 — 1856) Особое вни­мание он уделяет ?у об отличии дух. культуры («просвещения») России от Запада. Киреевский отмечает следующие различия: культура Запа­да унаследовала от Рима индивидуализм и рационализм, отсюда преоблада­ние там эгоизма и рассудочного познания.

Односторонний хар-р западной культуры критиковал также А.С. Хо­мяков (1804 — 1860). Соединяя пра­вославие и ф-ию, Хомяков пришел к мысли, что истинное познание недоступно отдельному рассудку, оторвавшемуся от веры и церкви. Такое зна­ние ущербно и неполно.

Крупнейший ф-ф революционно-демократического направления -А.И. Герцен (1812 — 1870). В «Письмах об изучении природы» он 1ым в отеч.ф-ии применил диал-ку Гегеля к толкованию приро­ды. Позднее он отошел от учения Гегеля. Постепенно нарастает его скепти­цизм. Разочаровавшись в цивилизации Запада после революции 1848г, Герцен начал сомневаться в разумности истории, подчеркивал алогизм исто­р-ого процесса, роль случайности и личности в истории. Одновременно усилился его интерес к специфике национального пути развития России, к роли общины в переходе к социализму.

Н.Г. Чернышевский (1828 — 1889) стремился сформировать целостное материалистическое понимание природы и об-ва. Основываясь на учении Фейербаха, Чернышевский разрабатывал антропологический принцип в ф-ии, соединял его с материализмом в естествознании.

В центре размышлений Ф.М. Достоевского (1821 -1881) находится чел-к, его противоречивая сущность. Бытие чел-ка — это, прежде всего, нравственное бытие личности, бытие выбора между добром и злом. Подлинная свобода связана с Богом, со слиянием с ним через любовь («Будешь любить всякую вещь и тайну постиг­нешь в вещах»). Отказ от свободы в пользу «хлеба» порождает рабство и пус­тоту.

Л.Н. Толстой (1828 -1910) выступает как критик культуры, призывает к «опрощению». В своей «Исповеди» он описывает духовный кризис, охватив­шее его чувство бессмысленности жизни.