Своего наивысшего развития русская философская мысль достигает во 2ой половине XIX — нач. XX в., когда появились предпосылки для обра­зования философских систем. Одна из первых и наиболее значительных сис­тем представлена ф-ей B.C. Соловьева.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900) — крупнейший русский фи­лософ, систематизировавший в своем учении результаты предшествующего развития отечественной ф-ии.

Соловьев возрождает ф-ию всеединства, к-рая уходит своими кор­нями в ф-ю досократиков, в древнегреческие культы. Это особый вид религиозной ф-и, в центре к-рой учение об Абсолюте как «всеедин­стве». Абсолют, в отличие от христианского Бога-Творца, является основой становления мира, связан с миром. Он порождает «другое» — мир, чтобы про­явить себя в нем. Но мир — это несовершенное бытие. Реальный мир возникает в ре­зультате утраты каждым отдельным существом непосредственной связи с Бо­гом. Изначальное единство нарушается. Оно проявляется только через чел-во, в к-ром сохраняется «вечная душа мира». Чел-во, таким образом, это богочеловечество.

Учение о богочеловечестве, об особой роли чел-ка — важная составная часть ф-и «всеединства». В ф-и Соловьева важную роль игра­ет понятие «душа мира», берущее начало в философии Платона и неоплато­низме. Мир, отпав от Бога, распался на множество враждующих элементов. Его спасает от разрушения «мировая душа», она «сущий субъект тварного бы­тия». Эта «душа», в силу своей связи с Богом, стремится восстановить утра­ченное единство. Вся эволюция мира — это стремление «души» преодолеть хаос и воссоединить мир, несовершенный и совершенный. Философ в ряде работ отождествляет «мировую душу» и «Софию», которая у него то «небес­ное существо», то » душа мира». Торжество Софии (Божественной премудро­сти) означает восстановление всеединства. Но понимание Софии у Соловьева мистично. Вместе с тем его учение о Софии открывает традицию софиологии в русской религиозной ф-и.

Идея «всеединства» имеет свой гносеологический аспект. Соловьев разви­вает предложенную славянофилами концепцию «цельного знания», предпо­лагающую единство знания и веры.

Возрожденная Соловьевым философия всеединства имеет длительную ис­торическую традицию. Ее создавали некоторые средневековые философы, Н. Кузанский. Для отечественной философии всеединства характерны: сближе­ние Бога и Мира и тяготение к пантеизму, стремление соединить религию, науку и мораль в учении о Софии (софиология).