Значительным событием в культурной жизни России стало открытие в 1755г Московского ун-та. Самое активное участие в его создании при­нимал М.В.Ломоносов (1711-1765). Будучи естествоиспытателем он внес боль­шой вклад в развитие науки и пропаганду натурф-ии. Основой природ­ных явлений ученый считал материю. Она понимается им как элементы и груп­пы элементов — корпускулы. Все заполнено материей, пустоты нет. Изменения вещей — суть движение материи. Ломоносов выделяет три вида движения: поступательное, вращательное и колебательное. Считая материю вечной, Ло­моносов формулирует закон сохранения материи: «Ежели где убудет немного материи, то умножится в другом месте». Природа, т.о., не нуждает­ся в божественном вмешательстве. Несмотря на то, что Ломоносов высоко ценит достоинство разума, он отделяет мир разума от мира веры, хотя они и находятся в согласии («Правда и вера суть две сестры родные»).

В своих ф-их воззрениях Ломоносов стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира.

Воззрениям Ломоносова, как многих мыслителей его времени, был присущ деизм, согласно к-му Бог — главный «архитектор» мироздания. Относительно проблем соц. жизни Ломоносов придер­живался просветительских взглядов.

«Странствующим университетом» называли Г.С.Сковороду (1722-1794), пропагандировавшего свое религиозно-ф-ое учение в Харьковской, Белгородской и Курской губерниях. В центре его ф-ии – чел-к как микрокосмос. Сковорода выделяет 3 мира: макрокосмос, микрокосмос (че­ловек) и мир символов (Библия), связывающий большой и малый мир, иде­ально выражающий их в себе. Веря в безграничную возможность познания мира, он убежден в том, что источником мысли является сердце. Учение Ско­вороды характеризуют как «мистический символизм», оно предваряет ф-ию славянофилов XIXв.

Проблема чел-ка — в центре внимания писателя и общественно-полити­ческого деятеля А.Н. Радищева (1749-1802). Основываясь на идеях франц.просветителей: теории об-ого договора, естественного права, приоритета закона, Радищев критикует самодержавие и крепостное право. В сибирской ссылке он пишет трактат «О человеке, его смертности и бессмер­тии» (1792). Позиция Радищева в трактате неоднозначна. С одной стороны, он исследует проблему природного происхождения чел-ка, его смертности, опираясь на современные ему ф-ие и научные представления, с дру­гой, признает бессмертие души, не сумев материалистически объяснить про­исхождение «мыслительной способности». В связи с этим Радищев дополня­ет материалистическое учение традиционным религиозно-ф-им.

К концу жизни Радищеву пришлось пережить разочарование в результатах Французской революции. От идеи ре­волюционного просветительства народа он пришел к идее круго­ворота «вольности» и «рабства», видя в диктатуре Робеспьера при­мер вырождения свободы в самовластье.