Термин «постмодернизм» (post -после) используется для обозначения как специфики культуры 2ой половины XX в., так и философской мысли, представлен­ной следующими именами: Жак Лакан, Исак Деррида, Жиль Делез, Мишель Фуко и другие.

Основные черты постмодерна:

«потеря субъекта»;

игра со стилями и смыслами предшествующих эпох;

стирание любых границ между определенностями, структура­ми, институтами, формами.

Данное направление претендует на создание «нового мышления», «новой идеологии», задача которой — размывание устоев, ценнос­тей и границ традиционного философского европейского знания.

Что же предлагают постмодернисты?

1. Прежде всего не создавать никаких новых идеалов вместо уже отвергнутых старых. Истина невозможна, ее поиск — это ил­люзия старой философии.

2. Создавать новую жизнетворческую культуру, утверждающую полную свободу человека, свободу творчества и личности везде и во всем без границ.

3. «Хаос» должен заменить «порядок» в культуре и обществе. Должно быть множество культур, политических систем, между которыми должны быть стерты все грани. В оценках интеллекта и способностей людей также следует стереть все грани между гением и посредственностью, героем и толпой.

Постмодернизм философии пытается полностью пересмотреть и развенчать классический способ теоретизирования, делает главной темой кризис гуманизма, возлагает на разум ответственность за производство новых культурных форм, которые стандартизируют человека, отказываются от прогрессистско-оптимистического взгляда на историю. Постмодернисты готовы к резким выводам и стремятся расшатать то, что сжимает человека в объятиях тоталитаризма: жесткие логические схемы, окончательные выводы, поиск устойчивого, преклонение перед авторитетами, властные структуры, поиск единообразия, стремление к согласию между людьми, культивирование устаревших моральных идеалов и т. д.

Постмодернистская эпоха рождает и теоретиков, которые сознают справедливость многих проблем, но все же не склонны к полному разрыву с гуманистской традицией, верой в способность разума и понимают необходимость строить целостную картину истории. Естественно, что в поисках «подменного» человеческого бытия культурфилософия 20 века представила много концепций и теорий и 2 модели культуры:

модернистская, в которой прослеживается ориентация на жизнь человека;

постмодернистская – акцент на сопротивление мира неразумному воздействию на него человека.